Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта
Главная » Текущая деятельность » Надзорная деятельность » Профилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора

Профилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора

2018-2020

Приказ министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 4 июня 2018 г. № 613 "Об утверждении ведомственной программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, осуществляемого министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области"

Ведомственная программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, осуществляемого министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области

2017

Приказ министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 20.07.2017 № 976 "Об утверждении Программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, осуществляемого министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, на 2017 год"

Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, осуществляемого министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, на 2017 год

Обобщение практики осуществления регионального государственного экологического надзора (наиболее частые нарушения обязательных требований):

1. В части обращения с отходами

В области обращения с отходами производства и потребления установлены следующие нарушения:

1) осуществление хозяйственной деятельности при отсутствии паспортов отходов I-IV класса опасности 

Обязанность проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы, паспортизации отходов I-IV класса опасности предусмотрена требованиями статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2) осуществление хозяйственной деятельности при отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для субъектов малого и среднего предпринимательства – отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов)

Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлена статьями 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В свою очередь, субъекты малого и среднего предпринимательства, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

3) отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

Необходимость ведения учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, установлена требованиями статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

4) организация несанкционированных свалок отходов

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования отходов возможно накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 В течение установленного срока отходы производства и потребления должны быть переданы специализированным организациям, осуществляющим деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, в соответствии с заключенными договорами. Осуществление специализированными организациями деятельности по обращению с отходами допускается только в случае наличия у них соответствующей лицензии.

За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ.

При этом. Несанкционированное размещение отходов производства и потребления влечет причинение вреда почвам как объекту охраны окружающей среды. В соответствии со статьями 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме. Размер вреда определяется в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238.

СПРАВКА

Статья 8.2 КоАП РФ. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. В части охраны атмосферного воздуха

Наиболее частым нарушением является осуществление хозяйственной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Обязанность получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлена требованиями статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

За осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

К типовым и массовым нарушениям относятся нарушения ч.1-3 статьи 8.21 КоАП РФ:

ч.1 – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

указанное нарушение зачастую происходит по причине безответственного и пренебрежительного подхода природопользоватей к необходимости получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а также в некоторых случаях ввиду незнания требований природоохранного законодательства. 

ч. 2 – нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

данное нарушение происходит по нескольким основным причинам:

выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

несоблюдение нормативов предельно допустимых выбросов и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

невыполнение в установленные сроки утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

ч. 3 – нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

указанное нарушение чаще всего совершается природопользователями по причине отсутствия выделения необходимых средств на приобретение и обслуживание данного оборудования.

СПРАВКА

Статья 8.21. КоАП РФ Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры 

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. В части использования и охраны водных объектов

Наиболее частыми нарушениями в области использования и охраны водных объектов являются нарушения требований законодательства в действиях юридических и физических лиц, которые в основном заключаются в самовольном использовании поверхностных водных объектов либо их использование с нарушением установленных условий водопользования, в нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне водного объекта, в нарушении требований при обращении с отходами производства и потребления, самовольном пользовании недрами (подземной водой) в предпринимательских целях и др. 

СПРАВКА

Статья 7.6. КоАП РФ Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Статья 8.12. КоАП РФ Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов)

2. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Статья 8.12.1. КоАП РФ Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Статья 8.13. КоАП РФ Нарушение правил охраны водных объектов

1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Статья 8.14. КоАП РФ Нарушение правил водопользования

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 8.15. КоАП РФ Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 8.42. КоАП РФ Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

 Статья 8.45. КоАП РФ Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод

1. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. В части использования и охраны недр 

Наиболее часто встречающийся состав административного нарушения в сфере охраны недр это пользование недрами в отсутствие лицензии и недропользование с нарушениями условий лицензий.

СПРАВКА

Статья 7.3. КоАП РФ  Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Факты безлицензионного недропользования допускаются как правило в старых карьерных выемках, доступ в которые для нарушителей не ограничен либо в случаях несвоевременного продления недропользователями действующих лицензий. Часто выявляются также нарушения условий лицензий, в частиности, непредоставление (предоставление с нарушением сроков) обязательной отчетности по выполнению условий лицензии, форм статистической отчетности. 

По актуальным вопросам соблюдения обязательных требований:

1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС) :

1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:  

ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ);

ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила);

постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;

приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам».

1.2. Обязанность по постановке объектов НВОС на государственный учет

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией» (согласно). (п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ).

Согласно статье 11 Закона № 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты НВОС в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет в соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

 1.3. Понятие объекта НВОС

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия (в т. ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муниципальных образованиях) и не связанных трубопроводами, железными, автомобильными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.

В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.

В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст.69 Закона № 7-ФЗ.

В соответствии с действующим законодательством объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.

По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.

В то же время, при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий.

Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный), определяется согласно Критериям № 903.

Таким образом, объект относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно Критериям № 1029), но соответствующий хотя бы одному из Критериев № 903, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора.

Категорирование и определение уровня поднадзорности предусмотрено для объектов НВОС, а не для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом. В связи с изложенным, одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем могут эксплуатироваться объекты НВОС разного уровня надзора и разных категорий.

 1.4. Определение категории объектов НВОС

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду».

Определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами. Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.

Пунктом 6 Критериев № 1029 предусмотрено отнесение объекта НВОС к IV категории в случае одновременного удовлетворения следующим критериям:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

В соответствии со ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС III категории характеризуются незначительным негативным воздействием на окружающую среду, объекты НВОС IV категории - минимальным негативным воздействием.

С учетом того, что объекты НВОС III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты НВОС IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в п. 6 Критериев.

В частности, объекты НВОС относятся к III категории в случае осуществления деятельности, не указанной в п. п. 1 - 3, 7, 8 Критериев № 1029, и в случаях, если у таких объектов осуществляется один из следующих видов деятельности:

выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками массой более 10 тонн в год;

выбросы радиоактивных веществ;

сбросы загрязняющих веществ в системы водоотведения в результате использования вод не для бытовых нужд;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, недра, на землю, водосборные площади.

У объекта НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполняться следующие условия:

наличие стационарных источников выбросов;

наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;

отсутствие выбросов радиоактивных веществ;

отсутствия в составе выбросов веществ I и II классов опасности;

отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;

отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).

Если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в пп. "б" п. 6 Критериев № 1029, и, таким образом, на основании п. 5 Критериев, подлежит отнесению к III категории.

Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в окружающую среду и в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев № 1029, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

Образование отходов в соответствии с Критериями № 1029 не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС.

В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях № 1029, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов НВОС.

Критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов.

Деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов может являться критерием отнесения объектов к объектам НВОС только в случаях осуществления на этих объектах также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов.

Инструктивные письма Росприроднадзора:

письмо Росприроднадзора от 26 апреля 2017 года № АС-09-01-36/8824 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие, к объектам IV категории»

письмо Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354 «О ведении реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

письмо Росприроднадзора от 16 марта 2017 года № АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объекта НВОС»

письмо Росприроднадзора от 20 апреля 2017 года № АС-03-04-36/8244 «О применении перечней объектов НВОС при постановке на государственный учет»

2. Выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований

Комментарий к пункту 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В частности, статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено направление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения    (далее – предостережение).

Решение о направлении предостережения принимается при выполнении одновременно четырех условий:

1. наличие у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований;

2. указанные сведения поступили одним из следующих способов:

получены в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; содержатся в обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено);

содержатся в письмах от органов государственной власти, органов местного самоуправления; размещены в средствах массовой информации.

3. отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований: причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства; привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создало непосредственную угрозу указанных последствий;

4. юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Таким образом, предостережение направляется при отсутствии достаточных оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166.

Мы не получили Землю в наследство от предков - мы одолжили ее у наших детей
Надзорная деятельность
Планы проведения проверок на 2019 годОбщественный экологический контрольПеречни должностных лиц Минэкологии Нижегородской области и ГБУ НО "Экология региона", уполномоченных составлять протоколы (КоАП НО и КоАП РФ) и рассматривать дела (КоАП НО)План мероприятий (дорожная карта) по интенсификации реализации приоритетной программы "Реформирование контрольной и надзорной деятельности" в Нижегородской области (утв. Распроряжением Правительства Нижегородской области от 26.03.2018 № 279-р)Паспорт приоритетного проекта "Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях" (2018-2025 г.г.)Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении регионального государственного экологического надзораОрганизация и проведение надзорных мероприятийПеречень правовых актов, содержащих обязательные требованияРеестр документов, запрашиваемых в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора в соответствии с действующим законодательствомПрофилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзораПеречень показателей результативности и эффективности регионального государственного экологического надзора министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской областиПубличные обсуждения правоприменительной практикиПланы проведения проверок на 2017 годПланы проведения проверок на 2018 годРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2017 годуРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2018 годуРезультаты проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2015г.План проверок министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2012 годПлан проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2014 годПлан проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2013 годФакт незаконного недропользования выявлен в Кулебакском районе Нижегородской областиИнформация о выявленных нарушениях в подведомственных организациях в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2012 годВ Дзержинске пресечена незаконная добыча недрГражданин республики Беларусь привлечен к административной ответственности за слив из цистерны остатка этилакрилата на обочину дорогиДоклад об осуществлении министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области регионального государственного экологического надзора и о его эффективности за 2012 годРезультаты проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2016 годуИнформации о проведенной в 2017 году плановой проверке соблюдения ГБУ НО «Экология региона» законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Личный кабинет